НОВОСТИ   БИБЛИОТЕКА   ГОРОДА И СТАНИЦЫ   МУЗЕИ   ФОЛЬКЛОР   ТОПОНИМИКА
КАРТА САЙТА   ССЫЛКИ   О САЙТЕ

24.12.2014

На Дону разгадан секрет древних солнечных часов

Астрофизики Южного федерального университета изучили каменную плиту, обнаруженную в курганном захоронении под Ростовом, неподалеку от хутора Таврического, и пришли к неожиданным выводам. Оказалось, что этот артефакт не что иное, как самые древние солнечные часы на территории России. Возраст их - около 3,5 тысячи лет.

Удивительную плиту с лунками, выбитыми по кругу, нашла экспедиция Павла Ларенка, еще в 1991 году исследовавшая курганный могильник Таврия-I. Под курганом находились два погребения срубной культуры бронзового века.

В то время люди хоронили усопших в деревянных срубах, отсюда и название их общности. Малоизвестная цивилизация оставила свои следы на огромной территории - от Уральских гор до Днепра. Происхождение этой культуры до сих пор остается одной из самых сложных проблем археологии бронзового века. Известно только, что она является предшественницей скифов.

В курганных захоронениях археологи не обнаружили ни золотых, ни серебряных украшений. Они были аскетичными, как, впрочем, и большинство срубных погребений. Но в одном из них находился скелет мужчины, очевидно, занимавшего особое положение среди соплеменников. Его гробница уходила на четыре метра в глубину и была перекрыта сложным каменным закладом. Археологи сразу обратили внимание на плиту с лунками.

Ученые предположили, что она представляет собой что-то необычное и, возможно, гораздо более ценное, чем древнее золото. Поначалу решили, что это ритуальный предмет - алтарь или жертвенник. Однако строгий ритмический характер расположения чашевидных знаков, покрывавших поверхность светло-серого песчаника, навел археологов на мысль, что плита имеет астрономическое назначение. Но чтобы обосновать эти догадки, нужны были совершенно другие знания.

Историки обратились к сотруднику кафедры физики космоса ЮФУ Ларисе Водолажской, которая уже не первый год занимается исследованием древних артефактов с помощью естественнонаучных методов. Вместе с заведующим университетской обсерваторией Михаилом Невским она провела математический анализ расположения лунок.

Оказалось, что на плите выбиты две взаимосвязанные группы знаков. Первая представляет собой аналемматические солнечные часы, которые в ночь полнолуния могли работать еще и как лунные. (Аналемматические часы - это горизонтальные солнечные часы с вертикальным стержнем, гномоном, отбрасывающим тень.) Вторая группа лунок указывает на важные астрономические направления, связанные с особенностями видимого движения Луны и Солнца.

Плита, по мнению астрофизиков, - сложный и достаточно точный прибор, позволяющий отслеживать движение светил, определять момент равноденствия и солнцестояния и просто измерять время днем и ночью.

- Горизонтальные солнечные часы, которые сейчас модно устанавливать у себя в саду, более рационально устроены и проще в использовании, - считает Лариса Водолажская. - Древний прибор гораздо сложнее с точки зрения технологии определения времени. Уже более 3,5 тысячи лет назад предки занимались изучением времени и достигли в этом немалого прогресса. Человек, похороненный под плитой, скорее всего, был жрецом, а в наше время сказали бы - ученым. Для того чтобы создать столь точную конструкцию, необходимо наблюдать за Солнцем не десятилетия, а столетия, и занимались этим целые поколения. Но без этих первых этапов астрономических наблюдений, возможно, не появилось бы такое древнегреческое чудо, как Антикитерский механизм, моделирующий движение не только Солнца и Луны, но и планет.

Астрофизики и археологи допускают, что наука об измерении времени могла прийти в донские степи из Египта, где уже во втором-третьем тысячелетии до нашей эры начали делить сутки на 24 части и конструировать часы. Хотя механизм такой "технологической миграции" остается неясным. Находка солнечных часов эпохи бронзы на юге России может говорить либо о существовавшем тогда обмене технологиями и знаниями среди народов, живших на побережье Черного и Средиземного морей, либо, что еще более удивительно, о местном происхождении самой идеи аналемматических часов.

Сегодня уникальная плита находится в археологическом музее "Танаис". Можно сказать, что древние часы еще идут - достаточно установить гномон и можно определить время, причем так, как это делали наши предки несколько веков назад. К сожалению, плита все еще под открытым небом, поэтому ее сохранность под вопросом.

Марина Бровкина